История 5-цилиндровых моторов Audi \ VAG
В этом цикле статей я постараюсь собрать всё что известно о рядных 5-цилиндровых моторах Audi.
Как мотор получил своё имя:
Данные моторы производились на протяжении 21 года с 1976 по 1997 и устанавливались на следующие модели: Audi 100, Audi 200, Audi 90, Audi 5000, Audi 4000, Audi S4 (C4).
Автомобилисты постарше прекрасно помнят насколько надежными, простыми в обслуживании и неубиваемыми были эти двигатели. Также, помнят они и о нашумевшей системе механического впрыска — «K \ KE — Jetronic» с которой в Россию ввозилось большинство автомобилей. Известна система стала, правда, спустя пару десятилетий с момента внедрения заводом изготовителем — когда часть компонентов стала выходить из строя в виду естественного износа и обнаружилось что цены на них высокие и заменителей-аналогов нет. Также, любое вмешательство в систему «К-Джетроник» людей не обладающими специальными знаниями, приводило к её деградации, что даже вынуждало некоторых владельцев перейти на отечественные карбюраторы. В то же время, именно это семейство двигателей Ауди способно проходить миллион километров без капремонта. Такие дела. Но об этом позже.
Начнем с того, что мало кто знает официально обозначение 5-цилиндровых моторов: несмотря на то, что в пресс-релизах Ауди относит свои рядные 5-цилиндровые моторы к «семейству EA 827», следует лишь немного углубиться в изучение просторов интернета, чтобы понять что ЕА827 — семейство исключительно 4-цилиндровых моторов VW, известных, к примеру. по VW Golf II. На самом деле, все 5-цилиндровые моторы обозначались EA828. В немецком «EA» — это аббревиатура от EntwicklungsAuftrag (нем. «задание на разработку»). Также, в заокеанских сообществах любителей янгтаймеров Audi считается что раз большая часть деталей этих моторов начинается с заводского кода «034», то и эти моторы можно в целом назвать этим кодом.
Итак, да здравствует история 034 / EA828 мотора!
Для тех любознательных посетителей GoodOldCar.RU, которые интересуются не только историей но и самой механикой, делюсь ссылкой на отличный ресурс, посвященный преимущественно этим двигателям и машинам Audi 100, S4 эпохи их расцвета. Turbostars.ru
Как в Ауди выбирали конфигурацию двигателя:
Компания Audi, выпустила свой первый 5-цилиндровый двигатель в далеком 1976, для своей модели Audi 100 в кузове «С2», также известном как «Тип-43». Чего до сих пор не понимают многие, так это того, что сам по себе рядный 5-цилиндровый мотор не является ни самым простым ни самым сбалансированным. Преимуществ у такой компоновки мотора перед рядными 6-цилиндровыми моторами, которые считаются самыми сбалансированными по причине отсутствия вибраций 1го, 2го и 3го порядка, а также перед V-образными моторами нет. Рядная пятерка действительно работает мягче рядных 4-цилиндровых моторов но взамен обладает некомпенсированными вибрациями второго и третьего порядков в виду чего, конструктивно, эти моторы больше рассчитаны на работу в среднем диапазоне оборотов, нежели чем в верхнем.
Почему же в Ауди выбрали именно рядную пятерку? Всё просто! Перед инженерами стояла задача — вывести Ауди 100 на новый уровень в плане потребительских свойств, мощности, надежности, эластичности и престижности моторов но не увеличивая длину моторного отсека. В то же время в целях увеличения свободного пространства в салоне, а также вероятно по каким-то внутренним инженерным причинам, моторы стали размещать далеко за передней осью, что в свою очередь плохо сказывается на развесовке и управляемости автомобиля. Сейчас это объясняют тем, что в автомобиль с поперечным расположением двигателя невозможно установить трансмиссию Quattro. Но пятицилиндровые моторы у Ауди появились за 4 года до появления самой системы Quattro. Возможно, уже тогда инженеры Ауди планировали её размещение в своих шасси.
Очевидно, что в Ауди не хотели далее использовать массовые и маломощные четырехцилиндровые моторы в модельной линейке бренда, который VW хотел поднять наверх, ближе к премиальным Mercedes-Benz и BMW. Рядный 6-цилиндровый мотор не влезал в подкапотное пространство, а создать собственный V-образный мотор тогда не решились.
Как итог, инженеры добились увеличения объема мотора до 2,1 литра, а мощности до 130 лс. Добавив всего один цилиндр и не увеличив существенно длину двигателя относительно 4-цилиндровых предшественников.
Типичные проблемы пятицилиндровых рядников Ауди:
- Шум в ГБЦ — из-за износа гидрокомпенсаторов. Решается заменой всех на новые
- Эти двигатели весьма теплонагружены. Отчасти из-за компоновки моторного отсека где радиатор находится сбоку от двигателя. Вентилятор радиатора должен усердно трудиться, чтобы охладить пятицилиндровый мотор. В случае его неисправности, а также при отсутствии дефлекторов направляющих воздух к радиатору, возможен перегрев мотора, который приведет к ремонту ГБЦ и растрескиванию выпускного коллектора
- Необходимо пристально наблюдать за состоянием ремня ГРМ, так как в случае его обрыва клапана сталкиваются с поршнями
- То же самое касается прокладки ГБЦ которая к старости может начать пропускать масло в охлаждающую жидкость и наоборот. Здесь важно наблюдать за жидкостями в двигателе и следить за повышением уровня масла. Лайфхак от тюнеров — на 10-клапанные версии моторов подходит металлизированная прокладка ГБЦ от более мощных 20-клапанных моторов
Напоследок, крайне рекомендуется к просмотру видео про 5-цилиндровые моторы и автоспорт:
https://www.youtube.com/watch?v=UshWBZa5GBQ
Технические спецификации популярных моторов Audi 100 C3:
Код двигателя | MC (1) | MC (2) | 3B | NF |
Начало производства | Июль 1988 | Ноябрь 1988 | Май 1990 | Август 1986 |
Объем двигателя (л.) | 2.22 | 2.22 | 2.22 | 2.3 |
Мощность (лс BHP SAE) | 157 @ 5500 | 157 @ 5500 | 217 @ 5700 | 130 @ 5600 |
Крутящий момент (Нм) | 225 Nm @ 3000 | 240 Nm @ 3000 | 309 Nm @ 1950 | 190 Nm @ 4000 |
Диаметр цилиндра | 81 мм | 81 мм | 81 мм | 82.5 мм |
Ход поршня | 86.4 мм | 86.4 мм | 86.4 мм | 86.4 мм |
Степень сжатия | 7.8:1 | 8.4:1 | 9.3:1 | 10 |
Система впрыска | CIS | CIS | CIS-E Motronic | CIS-E III |
Катализатор | Да | Да | Да | Да |
Лямбда-зонд | Да | Да | Да | Да |
Turbo | Да | Да | Да | Нет |