История 5-цилиндровых моторов Audi \ VAG

В этом цикле статей я постараюсь собрать всё что известно о рядных 5-цилиндровых моторах Audi.

Как мотор получил своё имя:

Данные моторы производились на протяжении 21 года с 1976 по 1997 и устанавливались на следующие модели: Audi 100, Audi 200, Audi 90, Audi 5000, Audi 4000, Audi S4 (C4).

Автомобилисты постарше прекрасно помнят насколько надежными, простыми в обслуживании и неубиваемыми были эти двигатели. Также, помнят они и о нашумевшей системе механического впрыска — «K \ KE — Jetronic» с которой в Россию ввозилось большинство автомобилей. Известна система стала, правда, спустя пару десятилетий с момента внедрения заводом изготовителем — когда часть компонентов стала выходить из строя в виду естественного износа и обнаружилось что цены на них высокие и заменителей-аналогов нет. Также, любое вмешательство в систему «К-Джетроник» людей не обладающими специальными знаниями, приводило к её деградации, что даже вынуждало некоторых владельцев перейти на отечественные карбюраторы. В то же время, именно это семейство двигателей Ауди способно проходить миллион километров без капремонта. Такие дела. Но об этом позже.

Audi MC Turbo
Типичный 5-цилиндровый турбодвигатель Ауди конца 80х // Copyright www.audi100-online.de

Начнем с того, что мало кто знает официально обозначение 5-цилиндровых моторов: несмотря на то, что в пресс-релизах Ауди относит свои рядные 5-цилиндровые моторы к «семейству EA 827», следует лишь немного углубиться в изучение просторов интернета, чтобы понять что ЕА827 — семейство исключительно 4-цилиндровых моторов VW, известных, к примеру. по VW Golf II. На самом деле, все 5-цилиндровые моторы обозначались EA828. В немецком «EA» — это аббревиатура от EntwicklungsAuftrag  (нем. «задание на разработку»). Также, в заокеанских сообществах любителей янгтаймеров Audi считается что раз большая часть деталей этих моторов начинается с заводского кода «034», то и эти моторы можно в целом назвать этим кодом.

Итак, да здравствует история 034 / EA828 мотора!

10-клапанный турбомотор первой раллийной Audi Quattro A1 выдавал примерно 350 л.с

Для тех любознательных посетителей GoodOldCar.RU, которые интересуются не только историей но и самой механикой, делюсь ссылкой на отличный ресурс, посвященный преимущественно этим двигателям и машинам Audi 100, S4 эпохи их расцвета. Turbostars.ru 

Как в Ауди выбирали конфигурацию двигателя:

Компания Audi, выпустила свой первый 5-цилиндровый двигатель в далеком 1976, для своей модели Audi 100 в кузове «С2», также известном как «Тип-43». Чего до сих пор не понимают многие, так это того, что сам по себе рядный 5-цилиндровый мотор не является ни самым простым ни самым сбалансированным. Преимуществ у такой компоновки мотора перед рядными 6-цилиндровыми моторами, которые считаются самыми сбалансированными по причине отсутствия вибраций 1го, 2го и 3го порядка,  а также перед V-образными моторами нет. Рядная пятерка действительно работает мягче рядных 4-цилиндровых моторов но взамен обладает некомпенсированными вибрациями второго и третьего порядков в виду чего, конструктивно, эти моторы больше рассчитаны на работу в среднем диапазоне оборотов, нежели чем в верхнем.

Почему же в Ауди выбрали именно рядную пятерку? Всё просто! Перед инженерами стояла задача — вывести Ауди 100 на новый уровень в плане потребительских свойств, мощности, надежности, эластичности и престижности моторов но не увеличивая длину моторного отсека. В то же время в целях увеличения свободного пространства в салоне, а также вероятно по каким-то внутренним инженерным причинам, моторы стали размещать далеко за передней осью, что в свою очередь плохо сказывается на развесовке и управляемости автомобиля. Сейчас это объясняют тем, что в автомобиль с поперечным расположением двигателя невозможно установить трансмиссию Quattro. Но пятицилиндровые моторы у Ауди появились за 4 года до появления самой системы Quattro. Возможно, уже тогда инженеры Ауди планировали её размещение в своих шасси.

5-цилиндровый 10-клапанный мотор Audi 200 TransAM

Очевидно, что в Ауди не хотели далее использовать массовые и маломощные четырехцилиндровые моторы в модельной линейке бренда, который VW хотел поднять наверх, ближе к премиальным Mercedes-Benz и BMW. Рядный 6-цилиндровый мотор не влезал в подкапотное пространство, а создать собственный V-образный мотор тогда не решились.

Как итог, инженеры добились увеличения объема мотора до 2,1 литра, а мощности до 130 лс. Добавив всего один цилиндр и не увеличив существенно длину двигателя относительно 4-цилиндровых предшественников.

Типичные проблемы пятицилиндровых рядников Ауди:

  • Шум в ГБЦ — из-за износа гидрокомпенсаторов. Решается заменой всех на новые
  • Эти двигатели весьма теплонагружены. Отчасти из-за компоновки моторного отсека где радиатор находится сбоку от двигателя. Вентилятор радиатора должен усердно трудиться, чтобы охладить пятицилиндровый мотор. В случае его неисправности, а также при отсутствии дефлекторов направляющих воздух к радиатору, возможен перегрев мотора, который приведет к ремонту ГБЦ и растрескиванию выпускного коллектора
  • Необходимо пристально наблюдать за состоянием ремня ГРМ, так как в случае его обрыва клапана сталкиваются с поршнями
  • То же самое касается прокладки ГБЦ которая к старости может начать пропускать масло в охлаждающую жидкость и наоборот. Здесь важно наблюдать за жидкостями в двигателе и следить за повышением уровня масла. Лайфхак от тюнеров — на 10-клапанные версии моторов подходит металлизированная прокладка ГБЦ от более мощных 20-клапанных моторов
Плотно скомпанованное подкапотное пространство Ауди в кузове С3 с турбомотором

Напоследок, крайне рекомендуется к просмотру видео про 5-цилиндровые моторы и автоспорт:

https://www.youtube.com/watch?v=UshWBZa5GBQ

Технические спецификации популярных моторов Audi 100 C3:

Код двигателя MC (1) MC (2) 3B NF
Начало производства Июль 1988 Ноябрь 1988 Май 1990 Август 1986
Объем двигателя (л.) 2.22 2.22 2.22 2.3
Мощность (лс BHP SAE) 157 @ 5500 157 @ 5500 217 @ 5700 130 @ 5600
Крутящий момент (Нм) 225 Nm @ 3000 240 Nm @ 3000 309 Nm @ 1950 190 Nm @ 4000
Диаметр цилиндра 81 мм 81 мм 81 мм 82.5 мм
Ход поршня 86.4 мм 86.4 мм 86.4 мм 86.4 мм
Степень сжатия 7.8:1 8.4:1 9.3:1 10
Система впрыска CIS CIS CIS-E Motronic CIS-E III
Катализатор Да Да Да Да
Лямбда-зонд Да Да Да Да
Turbo Да Да Да Нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.